Российскими химиками синтезирована новая молекула - «железное колесо»

Соединения металлов с циклической структурой являются интересными и нетривиальными объектами, представляющими интерес как компоненты молекулярных машин и носители для адресной доставки лекарств в клетку. К образованию плоских циклических молекул с различным числом атомов в цикле (от 6 до 64) склонны многие металлы, наиболее распространенными являются циклы, содержащие 6-12 атомов металлов. Внутреннее пространство молекулы может оставаться как свободным, так и содержать инкапсулированные небольшие молекулы (например, воду) или ионы других металлов.

Коллектив авторов из Института общей и неорганической химии РАН, Московского государственного университета, Казанского технологического университета, Казанского федерального университета и Института химической физики РАН выделили и исследовали новое соединение, относящееся к классу «ferric wheels» («железное колесо»). Результаты работы опубликованы в ноябрьском номере международного журнала Dalton Transactions.

«Полученное нами «железное колесо», состоящее из 8 ионов железа, образующих цикл, и находящегося внутри цикла ионов кадмия, имеет крайне необычную структуру», - комментирует работу старший научный сотрудник Лаборатории химии координационных полиядерных соединений ИОНХ РАН, кандидат химических наук Ирина Луценко. - С использованием рентгеновских методов мы установили, что в полости практически плоского колеса из ионов железа асимметрично располагается объемный фрагмент, содержащий ион кадмия. Такое необычное асимметричное строение сказывается на магнитных характеристиках этого вещества. Еще один важный момент, который был обнаружен при исследовании структуры молекулы – наличие прочных связей между включенным фрагментом и самим «железным колесом» в сочетании с высокой термической стабильностью (до 175 °С). Эти особенности полученного нового соединения позволяют рассматривать его в качестве перспективного компонента для создания молекулярных машин».

Направление работ по созданию и изучению молекулярных машин является одним из наиболее актуальных в современной химии. Разработка этих объектов была отмечена Нобелевской премией 2016 года.

Работа поддержана грантом Министерства науки и высшего образования РФ (проект 13.1902.21.0006) и Государственным заданием Института общей и неорганической химии РАН в области фундаментальных исследований.

Схема. Молекулярная структура «колеса».

Источник: LutsenkoI.A., KiskinM.A., LysenkoK.A., ZuevaE.M., EfimovN.N., UgolkovaE.A., MaksimovY.V., ImshennikV.K., PetrovaM.M., SidorovA.A., EremenkoI.L. Anewheterometallicpivalate {Fe8Cd} complexasanexampleofunusual “ferricwheel” molecularself-assembly.Dalton Trans. 2020 Nov 10; 49(43):15175-15179. DOI: 10.1039/d0dt03142a